city skyline 
» » Развитие нервной системы в онтогенезе

» » Развитие нервной системы в онтогенезе
    

    Развитие нервной системы в онтогенезе


    Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развиваться и в первые годы после рождения.
     Из эктодермы в дорзальном отделе зародыша образуется нервная пластинка, впоследствии формируется желобок, затем нервная трубка. У недельного зародыша наблюдается незначительное утолщение в оральном отделе нервной трубки. На 3 неделе развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются передний, средний и ромбовидный (задний) мозг. Затем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на 2 отдела, в результате чего образуются 5 мозговых пузырей: 1- конечный, 2- промежуточный, 3 - средний, 4- собственно задний, 5 - продолговатый. 
    Конечный мозг включает в себя полушария головного мозга, подкорковые ядра, промежуточный мозг - зрительные бугры, подбугорье, гипоталамус, средний мозг - четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, задний мозг - мозжечок и мост, продолговатый мозг - задние канатики, оливы, пирамиды. 
    Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т. е. около 400 г (у мальчиков масса больше, чем у девочек). У новорожденных хорошо развиты борозды и крупные извилины мозга, но глубина и высота их невелика. Мелких борозд и извилин относительно мало. Они появляются постепенно в течение первых лет жизни. К 9 ти месячному возрасту масса мозга удваивается. К концу 1 года жизни она составляет 1/11-1/12 массы тела. К 3 годам масса мозга утраивается. К 2 годам масса мозга увеличивается в 4-5 раз и составляет 1/40 массы тела. Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована. Нервные клетки расположены концентрировано на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество. Концентрация их в расчете на общий объем мозга уменьшается. Увеличивается сеть мозговых сосудов. Наибольшие изменения мозга происходят впервые в 5-6 лет и лишь к 15-16 годам отмечаются те взаимоотношения, которые наблюдаются у взрослых.
     В постнатальном периоде претерпевает изменение и спинной мозг. Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослых, и доходит до нижнего края 3-го поясничного позвонка. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем нижний его конец смещается вверх. У 5-ти летнего ребенка спииной мозг оканчивается на уровне 1-2 поясничных позвонков, как и у взрослых. Рост спинного мозга продолжается до 20 лет. Масса его увеличивается в 8 раз. Цефализания нервной системы в процессе эволюции характеризовалась образованием в головном мозге центров, которые все в большей степени подчиняли себе нижестоящие образования. В итоге в мозговой коре сформировались жизненно важные центры автоматической регуляции различных функций в масштабе всего организма. Несмотря на иерархическую структуру нервной системы, функционирование различны ее отделов неразделимо. В большинстве случаев любая реакция есть результат сложной переработки информации, координированного участия различных интегративных уровней. Особенностью нервной системы новорождеиного является ее относи-тельная морфологическая «незрелость» по сравнению со «зрелостью» взрослого организма. Дальнейшее созревание как бы оставлено на послеродовьпй период. Длительность периода постнатального развития человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого дифференцированного приспособления к условиям среды, основа без-граничного обучения в течение всей жизни. Можно сказать, что новорожден-ный от рождения не способен ни к чему, кроме как к способности учиться
    В постнатальном развитии нервной системы значение имеет не только нарастание массы мозгового вещества, но и образование и дифференциация межнейронных связей. Важно иметь в виду, что формирование нервных связей происходит не стихийно, не только за счет общего роста тела и роста мозговой массы. Огромную роль здесь играет активное общение ребенка с окружающим миром, которое наиболее полноценно осуществляется лишь при помощи взрослых. 


    Похожие новости
    
  • Развитие нервной системы в филогенезе и онтогенезе
  • 
  • Развитие нервной системы в филогенезе и онтогенезе
  • 
  • Таламус и гипоталамус. Строение и функции./
  • 
  • Средний мозг, строение и функции
  • 
  • Спинной мозг и его строение

  • 
    Добавить комментарий
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.

Фото новости
Друзья сайта
Событие дня

Новые статьи
08 июль Риски меланомы

07 июль Самое важное о родинках

06 июль Что такое гистология?

Топ новости